Задание 2. Изучите иллюстрации учебника (с. 52 - 53) и соотнесите их с текстом учебника. Вы заметили, что иллюстрации содержат дополнительную информацию, которая не отражена в тексте. Укажите такую информацию для каждой иллюстрации. Всегда ли, на ваш взгляд информация, представленная на иллюстрациях, соответствует исторической действительности?

 

ОТВЕТ:

  На первой картине мы видим большое каменное здание на заднем плане справа. В тексте учебника о нём не упоминается. Между тем, первое каменное здание на Руси появилось только в 996 году, то есть на 8 лет позже описываемых событий. Это Десятинная церковь в Киеве. Следовательно, информация на иллюстрации не соответствует действительности. На этой же иллюстрации мы видим зелёную листву деревьев и детей в летней одежде. Но в тексте учебника ничего не сказано о времени года, соответствующему описываемым событиям. Следовательно, и летнее время на иллюстрации  - самостоятельный домысел художника. Статуя Перуна изображена на иллюстрации в виде обычной человеческой фигуры, но в тексте учебника описание идола отсутствует. На иллюстрации место установки идолов покрыто брусчаткой, но и этого факта нет в тексте учебника.

  Вместе с тем, между иллюстрацией и текстом учебника есть расхождения и обратного порядка: факты, описанные в учебнике - не отражены в иллюстрации. Так в тексте учебника сказано, что люди плакали во время сокрушения идолов. А на иллюстрации не показано этой массы опечаленных людей: здесь, кроме двух дружинников и греческих священников, присутствуют только дедушка на скамейке, четыре женщины в стороне от происходящего и несколько детей, один из которых помогает дружинникам свалить идола. Не видно и тех двенадцати человек, которые должны были осыпать идола ударами палок, как сказано в тексте учебника.

  На второй картине мы снова видим явно летний период, о чём не указано в тексте. Видим раздевшихся людей, о чём не сказано в тексте. Видим специальный помост и расстеленные ковры под ногами священников. Эти детали в тексте отсутствуют. И опять же, как и в случае с первой иллюстрацией, мы не видим того, что указано в тексте учебника. Не показаны люди, которые сопротивлялись этому обряду. Отсутствуют княжеские дружинники, которые силой заставляли заходить в воду тех, кто этого не хотел.

  На мой взгляд, не всегда информация, представленная на иллюстрациях, соответствует исторической действительности. Иллюстрация не является историческим документом. Это всего лишь художественный вымысел. Взгляд художника - это творчество. Художник может что-то приукрасить в своей работе, что-то может домыслить от себя, что-то может исключить из-за сложности написания, вольно или невольно может допустить какие-то ошибки с точки зрения исторической действительности. Об этом нужно всегда помнить при изучении истории!